Многие модные в исторической области слова нынче называются на Р. Реституция, реабилитация, ревизионизм. А знаете почему? «Виной» коротенькая приставка “Ре”, которая обозначает обратный процесс. Сегодня расскажу вам о реабилитации исторических фондов. И все будет не так сложно, как кажется сначала.
Этот процесс начался далеко не вчера. Первыми историческими зданиями прошлых эпох, отданными народу, были музеи, выставочные павильоны, исторические отели, госучреждения – в основном все бывшие дворцы, изъятые у аристократических семейств прошлых эпох. Но это были крупные проекты практически государственного уровня, да и их сохранность была в большинстве случаев безупречна. Они просто сменили одного владельца на другого, да и смена веков произошла не так давно. Все было так логично, так естественно, что казалось незаметным.
В туризме сегодня мы все чаще сталкиваемся с этим явлением, но теперь это выглядит несколько по-другому. Теперь в реабилитацию вкладываются частные владельцы, хотя государство тоже может внести свою лепту в виде грантов, выставляя свои условия по сохранности исторического фонда – определенное количество участников проекта, будущее назначение здания, ограничения в проведении реставрационных работ и многие другие.
Спектр объектов исторической реабилитации также расширяется: места, которые совсем недавно были полуразрушенными, или, по крайней мере, заброшенными с давних времен, как башни, замки, ангары, крепости, старинные палаццо (дворцы), сегодня получили второй шанс прожить жизнь в виде пансиона, таверны, бутик-отеля… То есть с одной стороны, идет перерождение с глубочайшим историческим бэкграундом (в виде музея), а с другой – предусматривается не просто пассивное посещение, а активное соприкосновение с эпохой.
Представьте, что вы бродите по историческому горному городку Санто Стефано ди Сессанио (Santo Stefano di Sessanio) в регионе Абруццо, по его узким улочкам, и вдруг обнаруживаете красивый стильный ресторан, и в аккурат в обеденный час! И своевременно, и познавательно, и глазу приятно! Рассмотреть его необычный вид с деревянными столами, низкими железными коваными лампами и горящим камином очень атмосферно, пригубить вкуснейшее красное и к нему правильную закуску ассорти колбас и сырков с конфитюрами – вкусно, осознать, что это историческое здание ангара 14 века – бесценно. Все вместе – неповторимо. И подчеркну особо: это не модная стилизация, а самое настоящее средневековое здание, превращенное в ресторан.
Возможно поднятое из руин, но максимально сохранившее свой первоначальный вид. И это не единственный пример. Очень много аналогичных проектов в отельной среде, где их старинный вид – не достижение дизайна, а историческая реальность. Хотя ванна посредине спальной комнаты, стильные деревянные столы успешно используются в дизайне и сегодня, как фишки эпох.
Кстати, о реальности. Как и в любом месте, здесь тоже существует другая сторона медали. Немалые вложенные средства для восстановления делают недешевой ценовую политику. Канализация может оставлять желать лучшего, условный ремонт, низкие потолки и узкие высокие лестницы – лишь немногие примеры. Могут быть и другие аспекты, далекие от современных стандартов, а это уже издержки, связанные с модными тенденциями, уходящими в глубину веков.
Не всегда объекты возвращаются к жизни в своей первоначальной функции. Тут уж как им повезет, в зависимости от желания нового владельца и их видения того, как и они могут быть использованы. Хлев и конюшня могут стать рестораном, крепостная латифундия – пансионом и бутик-отелем. Альтернатива – забвение и постепенное разрушение. Так кто готов ночевать в замке, выпить кофе в башне, перекусить в конюшне?
Ваше мнение: реабилитация исторических объектов под туризм – правильно это или нет по отношению к истории?
Елизавета Шурыгина, Абруццо.